Продуктовые антикризисные преобразования
Продуктовые преобразования обычно считаются среднесрочными, т.е. по своей окупаемости и влиянию на финансовое оздоровление предприятия они менее оперативны, чем процессные преобразования, и более оперативны, чем ресурсные преобразования. Финансово эффективные продуктовые новшества в состоянии реально и достаточно существенно повлиять на повышение курсовой стоимости акций или хотя бы на повышение расчетной величины обоснованной рыночной стоимости финансово-кризисного предприятия, предприятия-банкрота и его акций. Продуктовые преобразования нацелены на переключение предприятия с невыгодных на более выгодные виды бизнеса. Это позволяет фирме не только приобрести прибыльный режим работы с точки зрения соотношения текущих затрат и результатов, но и повысить свою финансовую привлекательность для инвесторов и кредиторов. Существуют консервативный и радикальный подходы к продуктовым преобразованиям. Консервативный подход к выбору новых более выгодных продуктов или услуг наиболее приемлем для финансово-кризисных предприятий, ограниченных как в возможностях финансирования значительных стартовых инвестиций в новый бизнес, так и в сроке окупаемости. Консервативный подход к продуктовым преобразованиям сводится к выбору для освоения таких продуктов, услуг или операций, которые предусматривала бы: • уже созданный технологический, а также коммерческий задел предприятия (закупочные и сбытовые связи); имеющиеся у предприятия специальное технологическое оборудование и оснастка, запасы материалов; ранее начатые инвестиционные проекты. Такой подход предполагает как минимальные барьеры по входу на рынок нового продукта (стартовые капиталовложения по освоению инноваций), так и низкие барьеры по выходу с рынка прежнего продукта предприятия (косвенные потери по недоокупленности прежних инвестиций, потери при транспортировке, складировании, консервации, реализации в виде лома и пр.). Предприятие, ограниченное в своих финансовых возможностях, должно выбирать такие продуктовые новшества, которые ему максимально удобно осваивать, минимизируя потребность в дополнительных инвестициях, опираясь на имеющиеся специальные материальные и нематериальные активы, стремясь к возможно более быстрой окупаемости резко ограниченных собственных средств, выделенных для инвестирования. Этот подход может быть достигнут при большом числе консервативно выбранных продуктовых преобразований. Он не является тождественным «оборонительной» стратегии преобразований. Большое количество незначительных коммерчески необходимых улучшений в продукте способно обеспечить «наступательность» стратегии преобразований. Кроме того, среди консервативных преобразований могут быть и весьма радикальные. Радикальный подход предполагает выбор предприятием не только нового продукта или услуги, но и наиболее платежеспособного сегмента рынка, на котором будет выгодно работать предприятию. При этом подходе необходимо решать, «на кого работать», кому что- либо предлагать к продаже, на какую группу потребителей, имеющую максимальную суммарную платежеспособность, ориентироваться. Под суммарной платежеспособностью сегмента рынка понимается не платежеспособность отдельных представителей выделяемой группы покупателей, а располагаемые всеми ими средства. Вполне возможно, что наиболее платежеспособным в сегменте рынка окажется не совокупность немногих богатых потребителей, а массовое множество объединенных общими свойствами отдельных сравнительно бедных потенциальных покупателей некоего продукта или потребителей какой-либо услуги. В то же время суммарная платежеспособность сегмента рынка, т. е. группы потребителей с общими демографическими, социальными и другими свойствами, определяется их текущими доходами, накоплениями, кредитоспособностью. Радикальный подход к выбору нового продукта можно выразить следующим алгоритмом. 1. Необходимо провести морфологический анализ возможных целевых сегментов рынка для предприятия или фирмы: систематическое выделение по специально разработанным матрицам всех возможных комбинаций сегментообразующих признаков индивидуальных, групповых и институциональных (предприятий, фирм, организаций и др.) потребителей любых продуктов, товаров или услуг. При этом наиболее важно нахождение таких сочетаний свойств и характеристик, которые, с одной стороны, необыч ны, а с другой стороны — характерны для потенциальных покупателей, располагающих свободными или свободно перераспределяемыми средствами. Цель данного этапа алгоритма — выявление необычных сегментов рынка. Найденные нетрадиционные по платежеспособности сегменты рынка необходимо проверить на их действительную платежеспособность. Для этого потенциальных институциональных покупателей следует классифицировать на ОАО и предприятия прочих юридических статусов. Что касается ОАО, обязанных обеспечить свою финансовую прозрачность, достаточно опираться на анализ их публикуемых годовых финансовых отчетов. Применительно к закрытым компаниям можно использовать уже рассмотренные косвенные способы проверки платежеспособности партнеров. Платежеспособность физических лиц может быть уточнена по публикуемой статистике о тенденциях и доходах различных категорий населения. Платежеспособность целевого сегмента рынка должна быть растущей. Только в этом случае можно говорить о перспективности выбранного целевого сегмента. Для выявленных перспективных сегментов рынка надо определить специфические потребности потенциальных покупателей. При этом необходимо стараться выявить потребности, которые в настоящее время удовлетворяются не полностью. Это позволит предприятию при выборе нового продукта занять на рынке свободную нишу. Хорошо зная потребности, следует стремиться выбрать продукт, удовлетворяющий их в максимальной мере. На этом этапе выясняется, насколько легко и быстро, с какими единовременными затратами и потерями (при переспециализации), а также при какой внутренней норме доходности (по сравнению с сопоставимой по рискам финансовой альтернативе вложения тех же средств) предприятие может освоить выбранный продукт (услугу, вид деятельности и пр.). Мобилизуются сторонние инвестиции для переключения предприятия на новый продукт. Необходимость привлечения сторонних партнерских и кредитных инвестиций обусловливает готовность делиться прибылями от реализации инвестиционных проектов в виде дивидентов новым акционерам. Радикальный подход к выбору нового продукта граничит с наступательной стратегией преобразований предприятия. Консервативный подход ближе к оборонительной стратегии преобразований. Рассмотрим каждую из этих видов стратегий. Наступательная стратегия преобразований предполагает, что предприятие поддерживает свою конкурентоспособность, удерживает свою долю на рынках посредством постоянного создания и освоения продуктов, которые являются новыми не только для него, но и для рынка, потребителей. Предприятие сознательно предпочитает выступать «пионером» новых для рынка продуктов, зачастую предназначенных даже для удовлетворения выявленных им новых потребностей на целевом для себя сегменте рынка — иногда потребностей, еще неосознанных до конца самими клиентами. В этом случае предприятие имеет возможность при успешном выводе на рынок новшества создать новый рынок и «оседлать» его, закрепив на некоторое время свою инновационную монополию патентами на ключевые для нововведений изобретения или удержанием основных технических решений в этих технологиях в секрете. Такая инновационная монополия может быть использована для получения монопольной сверхприбыли. Оборонительная стратегия преобразований означает, что предприятие сознательно не торопится с продуктовыми новшествами или лишь незначительно совершенствует ранее выпускавший продукт — это называется инкрементальными преобразованиями. Предприятие предпочитает лишь следовать за фирмой-пионером (которая осуществляет по-настоящему радикальные продуктовые новшества), после того как удостоверится, что эта фирма имеет коммерческий успех в силу этих новшеств. Для защиты своей доли на рынке предприятие старается имитировать новшество фирмы- пионера, добившейся успеха, используя повторные разработки нововведения, получение повторных патентов, переманивание на работу носителей ноу-хау конкурента, промышленный шпионаж или откровенное пиратство, т.е. нарушая патентные права на используемые технологии. При радикальном подходе акцент делается не просто на потребности, удовлетворяемые не полностью, а на совсем неудовлетворя- емые потребности. При консервативном подходе проявляется стремление как можно дольше использовать возможности удовлетворения существующей потребности.
Оборонительная стратегия преобразований, как и консервативный подход, предполагает освоение как можно менее революционных новшеств, усовершенствование существующего продукта и его модификацию.
Похожие работы:
- Продуктовые антикризисные преобразования Продуктовые преобразования обычно считаются среднесрочными, т.е. по своей окупаемости и влиянию на финансовое оздоровление предприятия они менее оперативны, чем процессные преобразования, и более опер...
- Процессные антикризисные преобразования 12.3. Процессные антикризисные преобразования Процессные преобразования в санации предприятий — это новшества, которые вводятся в процессы управления и организации производства и способны привес...
- Ресурсные антикризисные преобразования Ресурсные преобразования, которые иногда называют аллока- ционными (от англ. allocation — размещение), представляют собой новшества в распределении всех ресурсов. В финансовом отношении они пред...
- Революционные преобразования Октябрьская революция Осенью 1917 г. в стране назрел общенацио- нальный кризис. 25 октября (7 ноября) 1917 г. в Петрограде произошло вооруженное восстание и к власти пришла одна из радикальных партий...
- Особенности Американской революции и ее преобразования Война за независимость в Северной Америке была первой буржуазной революцией на Американском континенте. В ходе войны были осуществлены демократические преобразования. Мелкие держатели земли были освоб...